×

Очереди, хаос, коррупция: почему на границах Казахстана застревал весь транзит

Алия Толеген 14.07.2025 | 09:07
Очереди, хаос, коррупция: почему на границах Казахстана застревал весь транзит
КГД

До 2023 года пересечение казахстанских границ часто превращалось в испытание: километровые очереди, бумажная волокита, непрозрачные процедуры досмотра и жалобы перевозчиков на коррупционные поборы. Казахстан, заявляя о своём транзитном потенциале, фактически сам становился барьером для международной торговли, передает Аdaladam.kz.

Теперь правительство признаёт: система была перегружена, устаревшие пункты пропуска — «узкие горлышки», сдерживающие экономику и подрывающие доверие со стороны бизнеса и партнёров. Именно поэтому Министерство финансов РК инициировало масштабную реформу: модернизацию КПП, цифровизацию контроля и внедрение сервисных решений.

Что происходило раньше?

Перевозчики жаловались на часы ожидания, отсутствие инфраструктуры и двойные проверки. Некоторые КПП работали по устаревшим регламентам, в ручном режиме, без автоматизации. На популярных направлениях к границе выстраивались колонны из сотен фур. Были зафиксированы случаи коррупционного давления и выборочного «ускорения» прохождения за плату.

«Бизнес несёт прямые убытки. Мы теряем грузы, теряем время, теряем репутацию», — рассказывали представители транспортных компаний.

Что меняется сейчас?

С 2023 года в Казахстане реализуется программа полной модернизации 9 автомобильных пунктов пропуска на границах с Китаем, Узбекистаном и Туркменистаном. Уже введены в эксплуатацию обновлённые КПП:

  • «Калжат» и «Алаколь» — на границе с Китаем,

  • «Капланбек» и «Атамекен» — на границе с Узбекистаном.

До конца 2025 года модернизируют ещё 5: «Казыгурт», «Тажен», «Темир баба», «Майкапчагай» и «Бахты».

В чём принципиальные изменения?

  • Количество полос движения увеличено с 2 до 6;

  • Контроль проходит без выхода водителя из кабины;

  • Введена система «одного окна», объединяющая все проверки;

  • Среднее время прохождения границы сокращено до 30 минут;

  • Установлено новейшее оборудование для сканирования и досмотра.

Цифровая система «CarGoRuqsat» устранила очереди за счёт онлайн-бронирования времени пересечения. В 2024 году начала действовать платформа «Кеден», включающая электронное декларирование, логический контроль и дистанционное взаимодействие с таможенными органами.