×

Депутаты требуют повысить требования к будущим педагогам в Казахстане

Алия Толеген 21.05.2025 | 14:35
Депутаты требуют повысить требования к будущим педагогам в Казахстане
pixabay.com

Депутат Мажилиса Ирина Смирнова направила депутатский запрос министру науки и высшего образования Саясату Нурбеку с требованием ужесточить правила поступления в педагогические вузы, передает Аdaladam.kz.

По её мнению, нынешние низкие проходные баллы на образовательные гранты по ряду педагогических специальностей снижают общий уровень подготовки будущих учителей.

Смирнова напомнила, что педагог — ключевая фигура в формировании нации, и подчеркнула: в профессию должны приходить не случайные люди, а действительно мотивированные и способные абитуриенты.

«Образованная нация — это основа развития страны. Но сегодня мы сталкиваемся с тревожной тенденцией: на педагогические специальности поступают студенты с минимальными баллами. Это угрожает качеству будущего образования», — говорится в запросе.

По официальным данным, в 2024 году минимальный балл на грант по специальности «Педагогика и психология» составил 81, а по направлению «Дошкольное обучение и воспитание» — всего 75. Для сравнения, на такие специальности, как «Юриспруденция» или «Журналистика», проходные баллы стартуют от 115.

Мажилисвумен предлагает установить единый минимальный проходной балл по всем предметам для поступающих в педвузы на грант. Это, по мнению депутатов, позволит отсеять случайных кандидатов и повысить престиж профессии.

Кроме того, Смирнова предлагает ввести механизм целевого распределения лучших выпускников — тех, кто окончил обучение на «отлично». Им может быть предоставлено право выбора места работы. Сейчас, по словам депутата, многие молодые специалисты сталкиваются с трудностями при трудоустройстве — из-за отсутствия стажа и высоких требований со стороны школ.

В запросе также приводится опыт Финляндии и Японии, где отбор на педагогические программы жёстко регулируется. Например, в Финляндии в педвузы поступают лишь 10% лучших выпускников, а в Японии студенты проходят длительную стажировку в школах до начала полноценной работы.

Депутаты уверены: чтобы обеспечить устойчивое развитие системы образования, необходимо повышать как мотивацию, так и требования к будущим педагогам уже на этапе поступления.